Утром позвонила Алекс и спросила, собираюсь ли я. А я завел будильник, встал, позавтракал, включил серию ДжоДжо и... и мне стало лень. Но Алекс сказала, что "будут все наши", и я поехал.
Честно говоря, я не ожидал двух вещей:
1. Что будет так мало народу.
2. Что нас туда позвали как авторов, а не как читателей XD
Я не публиковался в "Полдне", поэтому и сказать мне было нечего, увы. Но я с радостью послушал. Один недавний знакомый сказал, что такие собрания напоминают сборище хипстеров, которые рассуждают об упадке культуры. Но мне нравится говорить о фантастике, слушать о фантастике именно вот в таком, профессиональном ключе. И хотя звали выйти и что-то рассказать, я просто сидел и слушал.
Презентация была в библиотеке на Рязанском проспекте. Небольшое и уютное место. Московские библиотеки вообще очень красивые и современные. Я из провинциального города родом и привык к библиотекам, пропахшим книжной пылью, с деревянными стеллажами. В школьные годы меня заинтересовала китайская литература, я пришел спросить в библиотеке "Путешествие на запад" и мне предложили только томик китайских сказок XD. Раньше, кстати, в Москве были книжные развалы, где завалявшийся в книжных товар шел по 50 рублей за книгу. Я тогда покупал книги, прочитывал, привозил домой и просил бабушку отнести их в библиотеку (ну, кроме тех, которые очень понравились и оставил себе). В этот раз я задумался над тем, что, если бы знал, что можно выпендриваться, притащил бы в библиотеку свои книги XD
Так вот, авторы много рассказывали про "Полдень", про качество собранных рассказов. О том, что в "Полдень" можно попасть только через жесткую конкуренцию, и если ты туда попал, могут произойти хорошие вещи. К примеру рассказ Алекс "Марс не резиновый" сейчас озвучивают, а узнали о нем именно из "Полдня". А рассказ присутствовавшего там автора по ролям исполнили актеры.
Не понравились разговоры о фантастике. Да, упадок и все такое, но старшее поколение ругало постапокалиптику (будто ее только современные авторы придумали. Честное слово, как дети). Звучало даже, что книги с разрушенной Москвой не должны пропускать в печать. Говорили о светлой литературе советской, из которой я читал в основном Стругацких, и никак не мог сложить для себя два и два и понять, почему они топят за то, что в то время все книги были о добре и без антиутопий и апокалипсисов, когда у Стругацких были "Обитаемый остров" и "Трудно быть Богом". Звучала фраза, что вот как ты будущее себе представляешь, так оно и будет. Спросил, не противоречит ли фраза о светлой советской фантастике и это мнение самим себе. Потому что вот представляли Стругацкие мир "Полдня двадцать первый век", но не сбылось же. Да и многое не сбылось, так что я не стал бы возлагать на авторов такую ответственность.
После каждого подобного собрания я киваю с умным видом и говорю: "да, надо бы написать что-то светлое". Потом приезжаю домой, отхожу от этого гипноза и такой: "Да какого хрена?!"
Был интересный спор о научной фантастике. Вроде "Вот Жюль Верн предсказал, а что же вы фантасты ничего не предсказываете". На что писатели ответили, что они подхватывают наработки ученых, но "Пока я дописала первую главу, наработки ушли в другую сторону/были опровергнуты/стали реальностью". Это я могу понять. Я как-то читал новость, что американцы могут сейчас производить протезы с возможностью чувствительности. Я потом долго бегал с этой новостью как "Вы же понимаете, что это значит?!" и на меня смотрели так, словно давно это знали.
А потом было чаепитие. Я прямо школьником себя почувствовал. На чаепитие приходилось оправдываться, почему я в этом году сопротивляюсь и не хочу ехать на Роскон. Знаете, в этом плане писатели фантасты похожи на пожилых матрон: "Как это на Роскон не хочешь, все хотят на Роскон!" и мне проще было говорить, что мне жалко денег, чем то, что мне лень. Повышение скила, конечно, круто, но в прошлом году кроме мастер-классов не помню ни одной полезной лекции, которую я не мог бы в интернете послушать. Ну к примеру у Брина была лекция на два часа на тему "Где все?", в смысле, где пришельцы. Я видел в сети ролик, который всю эту лекцию укладывал в пятнадцать минут и был более содержательным.